Меч «Война 1812 года» из собрания Государственного исторического музея Южного Урала

Меч «Война 1812 года» из собрания Государственного исторического музея Южного Урала

Меч «Война 1812 года» из собрания Государственного исторического музея Южного Урала

Хранитель фонда литья и живописи
И. С. Ивлиева

Жемчужиной коллекции «Златоустовская гравюра на металле» Государственного исторического музея Южного Урала является меч в ножнах под названием «Война 1812 года», украшенный в 1958 году златоустовскими художниками-оружейниками Г. М. Берсеневым и Г. В. Драгуном 1 (ОФ 6819/7-8, ЗГ 353-354).

1950-е годы в златоустовской гравюре — время возвращения к орнаментальному искусству украшения холодного оружия и прикладных вещей. На смену пластинам с копий полотен известных художников возвращаются миниатюры с сюжетными сценами, обогащенные тонкорисованным, четким, растительным орнаментом, арабесками. Ведущие художники-граверы создавали образцы для поточного, массового производства и уникальные изделия для подарков государственным деятелям, участия во всесоюзных, международных выставках.

В 1958 году Г. М. Берсенев для участия в Международной выставке в Пловдиве (Болгария) создал три меча в ножнах. Первый посвящен освободительной войне болгарского народа против турецкого ига (1877–1878), второй — победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, третий — Отечественной войне 1812 года. Два первых меча находятся в настоящее время в собрании Златоустовского краеведческого музея, третий — в фондах Государственного исторического музея Южного Урала.

Все три меча оформлены в едином стиле. Клинок прямой, обоюдоострый, сужающийся к острию, с гранью на каждой голомени 2. Рукоять выполнена из черной резной пластмассы; в верхней и нижней части — фигурные позолоченные накладки, украшенные растительно-геометрическим орнаментом. Набалдашник металлический, позолоченный, в форме сплюснутого шара на профилированной ножке, в нижней части круглый; украшен гравированным растительным орнаментом. Одна голомень украшена в нижней части растительным орнаментом, арматурой из щита, каски, копий, двух ружей, кистеней, лука в обрамлении двух ветвей. Над арматурой поверхность, вытравленная «под ящур».

Ножны цельнометаллические, с двумя кольцами. На 2/3 украшены миниатюрами, обрамленными ветвями дуба и лавра, перекрещивающимися лентами. Возле устья вертикально — арматура из знамени, двух пушек, двух кинжалов, копья, шомпола, ружья со штыком, барабана и кивера. В центре батальная сцена: на первом плане солдат, колющий штыком противника, стоящего перед ним коленях, на втором — среди пушек бегущие в атаку на неприятеля солдаты, трое всадников. Справа, горизонтально — ополченцы в крестьянской одежде ведут под конвоем пленных французских солдат.

Декор меча перекликается с традициями украшения златоустовского холодного оружия первой трети XIX века, заложенными И. Н. Бушуевым. Отличие заключается в том, что Бушуев располагал миниатюры на поверхности клинка; Берсенев же решил бо́льшую часть оружия оставить гладкой, блестящей, недекорированной, сосредоточив основное изображение на ножнах. Так же как и его знаменитый предшественник, Берсенев показал многофигурные батальные сцены, где главные герои — русские солдаты, ополченцы. Миниатюры дополнены воинскими атрибутами, строгим лаконичным растительным орнаментом, символами воинской славы, доблести — ветвями лавра, дуба. Стремление соблюсти историческую правду, тщательная проработка деталей, колорит, построенный на сочетании золота и гладкой никелированной поверхности клинка и ножен,— все это создает цельный художественный образ, динамичный и эмоциональный. Декор оружия и футляра гармонично сочетаются между собой, дополняя и обогащая друг друга.

Данный меч — один из самых замечательных образцов златоустовского украшенного холодного оружия второй половины ХХ века, свидетельствующих о высоком уровне художественного мастерства, тенденциях возрождения традиционных технологий и техники.

 

Литература

 

1. Секреты мастеров Златоуста. Искусство уральских оружейников XIX–XXI веков. М. : Вече, 2012.

2. Вторые Бушуевские чтения : сб. материалов / под ред. канд. техн. наук, проф. В. И. Чуманова. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2004.

 




1. Атрибуция (ссылка на автора и исполнителя) указана в тематико-экспозиционном плане раздела «Златоустовская гравюра на стали» в Челябинском областном краеведческом музее (ныне Государственный исторический музей Южного Урала) от 19 августа1960 г., составленном известным исследователем златоустовской гравюры М. Д. Глинкиным.


2. Голомень — боковая плоскость клинка, ограниченная лезвиями.


Возврат к списку