1960-е годы: оформление концепции развития промышленного дизайна в СССР. Художественные направления в дизайне бытовой техники

Продолжаем разговор об экспонатах выставки «Хроники советского дизайна. Бытовая техника», проходившей в Государственном историческом музее Южного Урала в 2017 году. Перенесемся в 1960-е годы, ставшие для советских художников-конструкторов поворотным периодом. В это время происходят формулирование задач и разработка концепции художественного конструирования в рамках промышленного производства. Первым шагом перевода дизайна на качественно новый уровень стало подписание 28 апреля 1962 года Постановления Совета Министров СССР № 394 «Об улучшении качества продукции машиностроения и культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования». В соответствии с этим постановлением создается Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ1) — первый в стране институт технической эстетики. Его руководителем на протяжении 25 лет был Юрий Соловьев2. Здесь развивали одну из основных концепций художественного конструирования, ориентированную на науку, проектирование и массовое производство. Вторая концепция была связана с деятельностью центральной учебно-экспериментальной Сенежской студии Союза художников СССР. В ней велись разработки, направленные на улучшение средового дизайна социально-культурной сферы.

Для предыдущего десятилетия информационный вакуум был одной из характерных черт. В 1960-е годы ситуация чуть улучшилась. В библиотеку ВНИИТЭ стали поступать зарубежные журналы и каталоги, что способствовало ознакомлению наших специалистов с последними тенденциями в мире дизайна. Институт стал выпускать собственный журнал «Техническая эстетика» — первое теоретическое, научно-практическое и методическое ежемесячное издание в стране.

Номер журнала «Техническая эстетика»

Тем не менее имеющейся информации о современных направлениях и стилях промышленного дизайна не хватало, не было четких представлений о целях, задачах и методах этого вида деятельности. М. В. Федоров3 вспоминал: «Сложившееся положение выявило острейшую необходимость в осуществлении срочной разработки научно-теоретических и методологических проблем дизайна, становления технической эстетики как теории дизайна»4.

ВНИИТЭ начал разработку и внедрение методов художественного конструирования, координировал научно-исследовательскую работу, определял требования к изделиям, развивал международные связи. Кроме того, сотрудники института проектировали отдельные виды массовых и наиболее сложных изделий машиностроения и товаров культурно-бытового назначения. Роль института возросла после появления практики присвоения изделиям «Знака качества» (1967): без положительного заключения ВНИИТЭ по двум направлениям — потребительскому и эстетическому — производители не могли получить право ставить на своих изделиях эту эмблему. Подобная практика положительно повлияла на внедрение методов художественного конструирования и качество выпускаемой продукции. Дополнительной мотивацией к получению «Знака качества» для производителей было увеличение стоимости продукции на несколько процентов.

В 1960-е годы дизайн приобрел статус «государственного». За короткий срок было создано почти два десятка крупных организаций, около двухсот художественно-конструкторских бюро, лабораторий и т. п. «Государственный дизайн» ориентировался в первую очередь на продукцию машиностроения, а конкретнее — на повышение ее эксплуатационных качеств, но не эстетических характеристик. Товары народного потребления отодвигались на второй план.

Этот период развития дизайна в стране был необычным. Перед дизайнерами ставилась задача руководствоваться прежде всего внутрипроизводственными интересами, то есть стремиться к унификации изделий и сокращению материальных затрат. Как следствие начался выпуск шаблонных моделей, отличающихся лишь расцветкой. От дизайнеров не требовалось создавать конкурентоспособную продукцию, отвечающую эстетическим запросам населения. Наоборот, главной отличительной чертой советских предметов быта, от техники до мебели, стали надежность и минимализм, зачастую в ущерб внешней привлекательности, что обусловливалось дефицитом сырья. Вся продукция выпускалась с расчетом на то, что она прослужит не одно десятилетие.

С середины 1960-х годов большое значение в производственной деятельности стало придаваться проектированию изделий с качественными и эстетическими свойствами, на уровень выше, чем у ранее производимой продукции. Создание предметов повседневного быта было направлено на пропаганду социалистического дизайна. Как следствие звучала массовая критика стайлинга, модернизации зарубежных аналогов. У большинства выпускаемых изделий были устаревшие на тот момент западные прототипы. Советские производители соглашались только на небольшие внешние модификации и не спешили пускать дизайнеров «внутрь» своей продукции, они не были заинтересованы в создании качественно нового продукта. Так появились серии однотипных магнитофонов и телевизоров «Соната», «Вальс», «Эврика», «Серенада», «Квант», «Чайка», «Спутник» и др., напоминавших западные «Браун», «Оливетти», «Филипс» и др. Работа дизайнера чаще всего сводилась к созданию продукта, который был бы прост в производстве, а его формы были бы унифицированы. Этот период можно охарактеризовать двумя лозунгами, под которыми творили дизайнеры,— «космос» и «минимализм».

В те годы во всем мире и практически во всех сферах воспевалась тема космоса. Советский Союз не стал исключением. Все этапы освоения космоса, будь то запуск спутника в 1957 году, полет Ю. А. Гагарина в 1961 году, первый полет женщины (В. В. Терешковой) в космос в 1963 году, выход человека (А. А. Леонова) в космос в 1965 году, мгновенно находили отражение во всех сферах жизни — на производстве и в быту. Не стало исключением и художественное конструирование бытовой техники.

В 1960-е годы началось массовое производство «космических» пылесосов «Сатурн», «Ракета», «Буран» и «Спутник».

Советская реклама пылесоса «Буран». Автор М. Трахман

Советская реклама пылесоса «Буран». Автор М. Трахман

Многие из них внешне напоминали космические ракеты или спутники. Они все имели округлую форму, плавные линии и яркую окраску. Поверхность пылесосов «Буран» отливала перламутром, что не могло не привлечь внимания потенциальных покупателей. Практика копирования дизайна западной бытовой техники из 1950-х перешла в 1960-е годы, несмотря на критику стайлинга. Так, у большей части советской продукции имелись зарубежные прототипы. Форма последних, взятая за основу, модифицировалась, дорабатывалась и усовершенствовалась. Например, пылесос «Сатурн» — практически полная копия западного «Hoover» (1955) — у него такая же форма и комплектация.

Пылесос «Сатурн»

Пылесос «Сатурн»

Пылесос «Hoover», аналог «Сатурна»

Пылесос «Hoover», аналог «Сатурна»

Однако есть у советского изделия и существенные отличия: отверстие, обеспечивающее выдув воздуха, вместо подставки — колеса. Это нововведение — отверстие для выдува воздуха — стало визитной карточкой советских пылесосов. «Сатурн» был предельно прост в изготовлении: две штампованные полусферы, между ними резиновый уплотнитель, внешне имитирующий кольца одноименной планеты. Модель выпускалась в оранжевом и светло-бирюзовом вариантах (второй был наиболее распространен). В модели этого пылесоса воплотились главные в тот период производственные принципы: уменьшение расходов, простота процесса производства и сборки. Это отразилось на количестве произведенных изделий.

Космическая тематика была популярна при конструировании и производстве не только пылесосов, но и стиральных машин, часов, музыкальной техники и другой аппаратуры. Часто принадлежность к этой теме заключалась лишь в названии аппарата. Примером может служить бобинный магнитофон «Комета». В нем ярко выражены общие стилистические тенденции того времени: отсутствие острых углов, использование пластмассы, неброский цвет корпуса. Но ни цвет, ни форма никак не связаны с темой космоса, в оформлении нет ни намека на космический корабль, ракету или любое другое небесное тело.

Бобинный магнитофон «Комета»

Бобинный магнитофон «Комета»

Одной из немногих возможностей для дизайнера реализовать свои творческие замыслы было создание часов, преимущественно настольных и настенных. В коллекции Государственного исторического музея Южного Урала хранится несколько десятков часов советского периода. Именно часы позволяют нам увидеть мастерство советских художников-конструкторов. К примеру, настольные часы Челябинского часового завода «Молния» демонстрируют во всей красе многообразие тем и художественных подходов.

При производстве настольных часов советские художники- конструкторы продемонстрировали весь свой профессионализм. Одним из ярких примеров являются часы «Восток-1» — классика советского дизайна,— заслужившие признание на мировом рынке.

Часы «Восток-1» Челябинского часового завода «Молния». 1961 г.

Часы «Восток-1» Челябинского часового завода «Молния». 1961 г.

Форма, цвет материала — все соответствует общей стилистике. В оформлении этих часов мы можем увидеть историю освоения космоса человеком — от старта на космодроме и заканчивая полетом вокруг Земли. Здесь стоит обратить внимание на число «12» на циферблате: присмотревшись, можно увидеть в нем космическую ракету на старте. Обратив внимание на форму часов, которая, несомненно, бросается в глаза, замечаем, что она напоминает земной шар, вокруг которого летит космическая ракета. Ракета и траектория ее полета выполнены из металла, что подчеркивает контраст материалов и линий. Скромный колорит — белый, черный, серый (серебристый), желтый (золото) — подчеркивает лаконизм композиции. Стилизованное изображение числа «12» дополнительно акцентирует взгляд на этом декоративном элементе и циферблате.

Часы Челябинского часового завода «Молния». 1966 г.

Часы Челябинского часового завода «Молния». 1966 г.

Вторая, не менее эффектная модель настольных часов производства завода «Молния» подтверждает художественный гений советских конструкторов. Цветовое решение этих часов аналогичное (как и в часах «Восток-1»): белый, черный, желтый (золотой). Однако здесь та же цветовая гамма используется в других пропорциях. Основание часов — металлическая дуга, огибающая весь циферблат, который повторяет силуэт летящего небесного тела (звезды или кометы). Акцент сделан на форме и контрасте цветов: черная эллипсовидная фигура становится доминантой, что подчеркивается лаконичным ореолом из белого и золотого.

Эти настольные часы могут свидетельствовать о синтезе двух названных выше направлений: космическая тематика и господствующий на Западе минимализм. Для минимализма характерны лаконичность используемых выразительных средств, ясность и простота композиции. Еще одной характерной чертой этого стиля можно назвать скромность в цвете, то есть здесь мы не встретим градиентных цветовых растяжек, использования трех и более цветов и оттенков. Для этого стиля также свойственны единообразие форм, монохромность, использование нейтральных цветов.

Минимализм использовался не только при производстве настольных часов, но и при конструировании крупной техники, например радиол. Одним из «дизайнеров-монополистов», работавших в этой отрасли, был рижский художник-конструктор Адольф Ирбите (Ирбитис). Его имя и работы были хорошо известны в Европе и в мире. Именно он разрабатывал дизайн всей продукции, выпускавшейся на рижских заводах с 1930-х годов. Один из шедевров автора находится в коллекции музея. Это радиола «Ригонда» производства Рижского радиозавода им. А. С. Попова. Именно за разработку этой модели А. Ирбите получил золотую медаль на международной ярмарке в Лейпциге.

Радиола «Ригонда», 1968 г.

Радиола «Ригонда», 1968 г.

Часто имена художников-конструкторов были никому не известны. Советский дизайн был «безымянным», в отличие от западного. Зарубежные дизайнеры могли иметь собственную студию и целый штат сотрудников. В нашей стране дизайнеры являлись штатными сотрудниками институтов, конструкторских бюро. Их имена были известны лишь в профессиональной среде и узкому кругу лиц.

Советские художники-конструкторы не только разрабатывали «космические» бытовые приборы и минималистичные радиолы — они опережали время. Подтверждением может служить радиоприемник «Микро». Этот крошечный аппарат начали производить в 1965 году. Он был представлен на международном съезде радиоинженеров в США и произвел там настоящий фурор. За десять лет было произведено несколько десятков тысяч экземпляров, распространившихся и за пределы нашей страны, преимущественно в США, Англию и Францию. Один из экземпляров был преподнесен в качестве подарка английской королеве Елизавете II.

Радиоприемник «Микро» в экспортном исполнении. Полный комплект

Радиоприемник «Микро» в экспортном исполнении. Полный комплект

Это лишь один из примеров, показывающий мастерство советских художников-конструкторов и инженеров.

Шестидесятые годы определили развитие художественного конструирования (дизайна) в стране. Сформировалась концепция развития этого направления на десятилетия вперед. Дизайн вошел в состав государственной системы, вследствие этого стала заметной разница в отношении к этой профессии в СССР и на Западе. «Творец» превратился в безымянного рядового сотрудника. Основными критериями при создании предметов стали уменьшение расхода материалов, простота при производстве. В эти же годы наблюдалась и противоположная картина. Продукция народного быта проектировалась в соответствии с общемировыми стилистическими тенденциями, иногда даже превосходя их. Советские художники-конструкторы и их разработки становились известны за пределами страны, заслуживали мировое признание и уважение. Экспорт высококачественной продукции бытового назначения помог не только наладить торговые связи, но и завоевать авторитет на мировом рынке.




Примечания

1. Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики — научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт, учебно-методический и информационный центр в области дизайна СССР.

2. Юрий Борисович Соловьев — советский и российский дизайнер, создатель и директор Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (1962–1987), создатель и председатель Союза дизайнеров СССР (1987–1990), народный депутат СССР (1989–1991).

3. Мстислав Вениаминович Федоров — автор книг «Рисунок и перспектива», «Объемно-пространственная композиция в проекте и в натуре», «Экспертиза качества товаров» и др.

4. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники : в 2 кн. Кн. 2. М. : Архитектура, 2007. С. 255.



Возврат к списку