Научные публикации


Лучшие: Петр Юрьевич Галкин (К 100-летию спортивного движения на Южном Урале и к 70-летию Федерации бокса Челябинской области

М. А. Грицук
зав. отделом фотонаследия

Спортивное движение в Челябинской области, как и во всей стране, зародилось 100 лет назад. В этом году в Челябинске отметили эту дату с особым размахом, приехали именитые спортсмены из Челябинской области, ветераны спорта, неоднократные олимпийские чемпионы. В связи с этим юбилеем Государственный исторический музей Южного Урала представляет серию статей о выдающихся спортсменах нашего края. За прошедшее столетие было достигнуто много серьезных результатов. Наши спортсмены участвовали в различного уровня международных соревнованиях, завоевывая награды, выигрывая кубки и получая различные звания

Б. М. Фетбройт: «Как-то отец принес домой радиолу. Летними вечерами он ставил ее на окно, запускал пластинки, и люди на аллее танцевали»

Д. Г. Графов
Б. М. Фетбройт

Государственный исторический музей Южного Урала продолжает публикацию серии статей-интервью Д. Г. Графова (при участии Е. П. Клавдиенко) о Челябинске и его жителях. Собеседником авторов стал старожил Тракторозаводского района Борис Михайлович Фетбройт. Интервью записано 20 марта 2013 года.

ИЗ ИСТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ТОРГОВОЙ ШКОЛЫ

Д. П. Кузнецов,
зав. отделом «Россия — моя история»


Одним из самых необычных учебных заведений Оренбургской губернии являлась Челябинская торговая школа. Подготовка к ее открытию началась в 1906 году. «Был собран специальный фонд, составивший 3000 тысячи рублей, при этом активное участие в создании школы, кроме упоминавшегося Покровского, приняли управляющий Челябинского отделения Русского торгово-промышленного банка Рафиль Григорьевич Попов, городской голова Александр Францевич Бейвель… Осенью был сформирован Попечительский совет торговой школы, который согласно уставу состоял из 10 человек избираемых от биржевого общества, Челябинской городской думы и от торгово-промышленных служащих г. Челябинска». В 1909 году прошли первые вступительные экзамены.

СТЕНГАЗЕТЫ УРАЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

А. Н. Лымарев,
кандидат исторических наук,
зам. директора по НИР

В фондах Государственного исторического музея Южного Урала хранятся оригиналы и фотокопии стенных газет. Хотя издания подобного типа не являлись периодическими по определению, советская пропагандистская система стремилась сделать их выход регулярным. В комментариях к Уставу ВКП(б) подчеркивалось: «Серьезным оружием в руках первичной партийной организации является печатная и стенные газеты. Они должны иметь ярко выраженный производственный характер, в основном посвящаться целям своего предприятия, учреждения».

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ГОСПЛАНА СССР НА УРАЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (по материалам Челябинской области)

Н. П. Палецких,
доктор исторических наук,
зав. сектором «От великих потрясений к Великой Победе»

22 июня 1941 года… Эту дату начала Великой Отечественной войны будут помнить многие поколения. Написаны тысячи книг, десятки тысяч статей, но тематика войны далеко не исчерпана. Анализ историографии, посвященной Уралу периода войны, обнаруживает ряд исследовательских направлений, нуждающихся в дальнейшем научном поиске. Наиболее заметны недочеты в изучении системы государственной власти и государственного управления. Если по системе партийной власти, благодаря наличию и действию на протяжении нескольких десятилетий такой научной специальности, как «История КПСС», многие общие и частные аспекты ее организации и функционирования были дотошно исследованы, то в области государствоведческой мы то и дело сталкиваемся с отсутствием специальных разработок почти по всей проблематике.

Памятник-реалия: легендарный паровоз «Красный коммунар»

А. Н. Машарова,
научный сотрудник выставочного отдела;
С. Н. Ростовцев,
научный сотрудник отдела фотонаследия

Гражданская война — это не только боевые действия. Это голод и разруха, миллионы беженцев, разоренные города и деревни. После отступления армии адмирала А. В. Колчака молодой Советской республике требовалось в срочном порядке восстанавливать разрушенную инфраструктуру. Особое внимание уделялось железнодорожному транспорту и железной дороге. Она имела важное стратегическое значение: это и снабжение фронта, и обеспечение продовольствием центральной части России