Государственный исторический музей Южного Урала.

История создания

4_185.jpg

1 июля 1923 года на расстоянии уличного перекрестка от современного здания Государственного исторического музея Южного Урала, в особняке братьев Яушевых открылся Музей местного края (так он назывался в первые годы своего существования).

Местная газета сообщила об этом событии так:

«1 июля в Челябинске состоялось скромное торжество открытия в г. Челябинске Музея местного края… Собрались те, кому дорого каждое культурное начинание богатой замыслами, но бедной претворениями их в жизнь страны. Главнаука – научный центр Советской России, прислал свое приветствие открывшемуся музею с пожеланием успеха просветительской работе музея… Создались благоприятные условия для изучения чрезвычайно богатого и интересного края не заезжими учеными и экспедициями, а силами местных исследователей».

Автором газетной корреспонденции был Иван Гаврилович Горохов – основатель и первый директор музея в Челябинске.

 ученик Моск.реального училища 1903-04 гг.

Открытию челябинского музея предшествовала многолетняя подготовительная работа. В 1913 году группа энтузиастов из числа местной интеллигенции во главе с И.М. Крашенинниковым (впоследствии - известным советским ботаником, чьи гербарии начала XX века музей хранит до сих пор) начала сбор коллекций для будущего музея.

Первая мировая война, революция и гражданская война прервали этот процесс. Однако, первую выставку, созданную на основе этих коллекций, Челябинск увидел уже в 1918 году. Это была заслуга членов Приуральского общества изучения местного края во главе с педагогом и краеведом Д.В. Мошковым. К сожалению, часть экспонатов была утрачена в середине 1919 года, когда под Челябинском развернулось сражение между армиями красного Восточного фронта и войсками адмирала Колчака. После двухдневных уличных боев к вечеру 25 июля 1919 года белые окончательно оставили Челябинск. Дальнейшие попытки Колчака перехватить инициативу и вернуть Челябинск потерпели крах. 3 августа белые начали отход в Сибирь.

Сразу после освобождения Челябинска Губернский отдел народного образования возобновил работу по созданию музея, поручив это И.Г. Горохову. В фондах Исторического музея хранится документ Челябинского Революционного Комитета, датируемый августом 1919 года. Он вменял в обязанность И.Г. Горохову охрану, разборку и перевод «культурных ценностей, как то: книг, нот, картин, статуй, игрушек и т.д., а также музыкальных инструментов, имеющихся в оставленных квартирах». Так началась большая и кропотливая работа по комплектованию музейных фондов.

Осенью 1922 года Челябинский Губернский исполнительный комитет, дав положительную оценку трехлетней деятельности И.Г. Горохова «при наличии невероятно тяжелых объективных условий по собиранию музея», принял решение о выделении денежных средств и здания – купеческого дома, где музей работал до 1929 года.

2- эдание музея по ул. труда, 98 1927 г..jpg

9 января 1924 года музей посетил народный комиссар просвещения А.В. Луначарский. После его визита музей издал листовку с таким отзывом:

«Луначарским было выражено удивление по поводу того, что несмотря на свою юность, музей имеет ряд ценных коллекций… На прощанье тов. Луначарский предложил обращаться в необходимых случаях к нему лично и в книге посетителей музея сделал следующую запись: «Посетил музей, составленный с большой любовью и знанием дела. От души желаю молодому делу быстрого развития. Нарком по просвещению А.Луначарский».

Действительно, уже тогда музею было чем гордиться. Например, коллекцией монет Н.К. Минко в 1000 экземпляров (античных, средневековых, восточных). Музей располагал археологической коллекцией этого же составителя по следам раскопок 1906-1910 годов. Также в музее была ботаническая коллекция начала XX века И.М. Крашенинникова и богатая этнографическая коллекция.

С.Н. ДурылинПервый директор И.Г.Горохов в своей работе опирался на активистов музейного дела и исследователей из Общества изучения местного края, созданного при музее и включавшего несколько секций. Одним из ведущих специалистов был С.Н. Дурылин (в будущем - известный ученый-филолог, профессор искусствоведения), сосланный из столицы за религиозные убеждения. В 1923-1924 годах он работал в челябинском музее ученым археологом, исследовал курганы эпохи бронзы, систематизировал нумизматическую коллекцию, формировал этнографическую. В 1924-1925 годах С.Н Дурылин руководил археологическими раскопками в окрестностях Челябинска.

В 1930-е годы И.Г. Горохов привлек для работы в музее еще одного крупного ученого-археолога К.В. Сальникова. Тот впоследствии скажет, что лишь благодаря первому директору челябинский музей выдвинулся в ряды лучших провинциальных научно-исследовательских организаций, занимающихся вопросами археологии.

Впредь ни одна работа по вопросам палеолита, эпохи бронзы и скифо-сарматского времени в Приуралье не обходилась без привлечения материалов челябинского музея.

9 Здание б.св-тр. церкви где разместился музей.jpg1930-е годы были сложным периодом в истории музея в связи с многочисленными переездами. В ноябре 1929 года музей ненадолго перевели в здание бывшей Свято-Троицкой церкви. Но уже в сентябре 1931 года распоряжением председателя горсовета экспонаты и имущество отправили в Христорождественский собор. Однако постройка середины 18 века оказалась непригодной — из-за сырости, низкой температуры и слабой освещенности. Поэтому в июне 1932 года музей вернулся обратно в здание Свято-Троицкой церкви и находился там до 1989 года. Три переезда в течение трех с половиной лет — серьезное испытание для музейной коллекции!

Тогда же было упразднено Приуральское общество изучения местного края, разделившее судьбу аналогичных учреждений на территории СССР. Это стало тяжелым ударом для местных краеведов. Не миновали их и репрессии — в 1937 году были арестованы сотрудники музея Д.М. Бабин, И.Н. Сверчков, М.А. Протасов.

Изменилось отношение власти к музеям. Их стали рассматривать как идеологические учреждения, обязанные прежде всего пропагандировать достижения советского строя.

Так в 30-е годы в челябинском музее появились отделы и экспозиции, рассказывающие о строительстве новых заводов, социалистическом соревновании и передовиках производства. Вопросы изучения истории и природы края отошли на второй план.

10 - переезд музея в здание троицкой церкви. 1929 г..jpg 11 - экспозиция. 1930 г..jpg 12 экспозиция 1930 г..jpg

«Сороковые роковые» и послевоенные годы

Трудный период музей пережил в годы Великой Отечественной войны. Был нарушен режим работы, экспозиции демонтировали, значительную часть коллекций перевезли в здание бывшей Александро-Невской церкви. Первый директор Горохов сумел сохранить музейные коллекции — и это при том, что порой он оставался единственным сотрудником в музее. Помимо основной работы, директор занимался изысканием местных ресурсов для нужд фронта, и его часто вызывали по этому поводу на совещания. В музее хранятся документы, в которых Горохов сообщает о невозможности прийти на совещание, так как не на кого оставить музейные ценности. Невзирая ни на что, во время войны музей продолжал жить и работать.

Более того, в 1943 году музейно-краеведческий отдел народного комиссариата просвещения отметил научно-исследовательскую и консультативную работу Челябинского областного краеведческого музея. С 1944 года в музее открываются выставки, посвященные подвигам советского народа на фронте и в тылу. В 1945 году Верховный Совет СССР награждает И. Г. Горохова медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг".

После войны он не раз обращался к руководству области с просьбой о строительстве специализированного здания для музея. Удалось добиться лишь разрешения на строительство перекрытия в здании церкви. Так появился второй этаж и почти в два раза увеличилась экспозиционная площадь. Директором музея Горохов работал до 1957 года, а затем еще два года Иван Гаврилович занимал должность главного хранителя фондов.

13 выставка 1946 г. заводы.jpg 15 заводы Челябинска в годы войны. выставка 1946 г..jpg 14 выставка 1946 г..jpg

Среди директоров музея послевоенного периода была Н. П. Казанцева (1964—1977 годы), при которой у музея появилось дополнительное помещение на первом этаже жилого дома (ул. Каслинская, 15). Там разместилась экспозиция по истории советского периода. А чуть позже в здании Свято-Троицкой церкви - экспозиция по природе края и истории досоветского периода – с древнейших времен до февральской революции 1917 года.

Длительный период - 18 лет - музеем руководил А. Г. Савченко (1982, 1986—2004). При нем в 1989 году здание Свято-Троицкой церкви возвратили верующим, после чего 17 лет большая часть коллекций хранилась в фондах.

Фондохранилище. Каслинская, 15 Фондохранилище. Каслинская, 15 Фондохранилище. Каслинская, 15

Музей на рубеже веков

В 1990-е годы фонды музея активно пополнялись материалами, посвященными проблемам общественно-политической жизни в стране. Подробно был задокументирован бурный период региональной истории, связанный с появлением новых политических партий, общественных организаций и ходом предвыборных кампаний.

Музей на пр. Ленина, 49 с 1984 по 2006 Экспозиция на пр. Ленина, 49 Сотрудники на пр. Ленина, 49

Научная жизнь в музее тоже не стояла на месте. На основе археологических коллекций, сформированных в результате собственных музейных экспедиций, сотрудники музея В. Булдашев и Д. Нелин защитили кандидатские диссертации. Большой вклад в пополнение фондов вносили историко-бытовые экспедиции в горнозаводские районы Челябинской области. Совместно с Челябинским государственным институтом культуры музей проводил ежегодные научные конференции «Природное и культурное наследие Южного Урала».

Переезд в специализированное здание

Скоро будет новое зданиеВ 2001 году губернатор Челябинской области П.И. Сумин подписал решение о строительстве для музея специализированного здания. В 2003 году на берегу Миасса был заложен первый камень фундамента. Место для строительства выбрали не случайно. Именно здесь в XVIII веке располагалась Челябинская крепость, давшая начало городу.

Автор архитектурного проекта (директору института "Челябгражданпроект" С.Ф. Якобюк этот факт учел, и поэтому ультрасовременное здание своими очертаниями напоминает старинную крепость с двумя башнями.

Общая площадь нового здания музея составляет 10,5 тыс. кв.м. Наряду с экспозиционными и выставочными залами здесь расположились помещения для хранения фондов (около 300 тысяч предметов), лаборатории реставраторов и таксидермиста, конференц-зал, библиотека, мастерские, служебные кабинеты, складские помещения.

Строительство Строительство Внутри строящегося здания

Переезд стал началом многочисленных перемен в жизни музея. Руководил ими в качестве директора и автора идей заслуженный работник культуры РФ, член Союза фотохудожников России Владимир Иванович Богдановский (возглавляет музей с 2004 г. — по настоящее время)

Открылись «Романовский зал», «Детский музей», «Зал истории XX века», «Зал истории и народного быта», «Музей на крыше», «Сад камней», Летняя концертная эстрада, Парк современной скульптуры. Появились ежегодные мероприятия, дополнившие культурную жизнь южноуральского центра. Это Международный фестиваль фотографии «Фотофест» и фестиваль современного искусства «Дебаркадер» (Дебаркадер - 2015, Дебаркадер - 2016, Дебаркадер - 2019).

Ежемесячно музей проводит десятки мероприятий – фестивали и выставки, творческие встречи и мастер-классы. В 2019 году музей поставил рекорд посещаемости, приняв у себя 224 800 южноуральцев. Для сравнения: это 18% населения Челябинска. Следов в 2020 году поставлен рекорд посещаемости на виртуальных площадках музея: за первую половину года сайт и группы в соцсетях собрали аудиторию в 220 000 пользователей.

Музей наши дни Музей наши дни Музей наши дни