Государственный исторический музей Южного Урала.

Прошлое и настоящее.

НАЧАЛО

4_185.jpg

1 июля 1923 года на расстоянии уличного перекрестка от современного здания Государственного исторического музея Южного Урала, в особняке братьев Яушевых, в тесном кругу энтузиастов и краеведов, состоялось открытие Музея местного края (такое название имел в первые годы существования наш музей). Местная газета сообщила об этом событии так: «1 июля в Челябинске состоялось скромное торжество открытия в г. Челябинске Музея местного края… Собрались те, кому дорого каждое культурное начинание богатой замыслами, но бедной претворениями их в жизнь страны. Главнаука – научный центр Советской России, прислал свое приветствие открывшемуся музею с пожеланием успеха просветительской работе музея… Создались благоприятные условия для изучения чрезвычайно богатого и интересного края не заезжими учеными и экспедициями, а силами местных исследователей». Автором корреспонденции был Иван Гаврилович Горохов – основатель и первый директор музея в Челябинске.

Первые попытки создать в нашем городе музей были сделаны еще в 1913 году, когда группа энтузиастов из числа мес ученик Моск.реального училища 1903-04 гг.тной интеллигенции во главе с И.М.Крашенинниковым (впоследствии известным советским ботаником, музей до сих пор хранит его гербарии растений, собранные в начале 1900-х годов) начала сбор коллекций для музея. Первая мировая война, революция и гражданская война приостановили этот процесс, но, тем не менее, в 1918 году членам Приуральского общества изучения местного края во главе с педагогом и краеведом Д.В. Мошковым удалось на основе собранных ими коллекций открыть первую музейную выставку. Однако в середине 1919 года, когда через Челябинск проходил фронт военных действий с Колчаком, часть собранных материалов была утрачена. Сразу после окончания военных действий Губернский отдел народного образования возобновил работу по созданию музея, поручив это И.Г. Горохову. В музее хранится документ, датируемый августом 1919 года, выдан Челябинским Революционным Комитетом. Он вменял в обязанность И.Г. Горохову охрану, разборку и перевод «культурных ценностей, как то: книг, нот, картин, статуй, игрушек и т.д., а также музыкальных инструментов, имеющихся в оставленных квартирах». Так началась большая и кропотливая работа по комплектованию фондов музея. Осенью 1922 года Челябинский Губернский исполнительный комитет, дав положительную оценку трехлетней деятельности И.Г.Горохова, «при наличии  невероятно тяжелых объективных условий по собиранию музея», принял решение о выделении денежных средств и здания для музея – купеческий дом, где музей просуществовал до 1929 года.

2- эдание музея по ул. труда, 98 1927 г..jpgНесмотря на трудности начального периода, уже в первый год существования музей получил высокую оценку Народного комиссара просвещения А.В. Луначарского, посетившего музей 9 января 1924 года. В листовке, выпущенной музеем по этому поводу, говорится: «Луначарским было выражено удивление по поводу того, что несмотря на свою юность, музей имеет ряд ценных коллекций… На прощанье тов. Луначарский предложил обращаться в необходимых случаях к нему лично и в книге посетителей музея сделал следующую запись: «Посетил музей, составленный с большой любовью и знанием дела. От души желаю молодому делу быстрого развития. Нарком по просвещению А.Луначарский».
Действительно, уже в первые годы своего существования музей мог гордиться многими своими коллекциями. Это -  коллекция монет – около 1000 штук: античных, средневековых, восточных и др. из собрания Н.К. Минко; археологическая коллекция из его же раскопок 1906-1910 годов; ботаническая коллекция начала 20 века И.М. Крашенинникова; этнографическая коллекция и некоторые другие.

С.Н. ДурылинВ своей работе И.Г.Горохов опирался на "Общество изучения местного края", созданное при музее и включавшее в себя несколько секций, в которые входили активисты музейного дела и исследователи. Одним из ведущих специалистов в первые годы существования музея был Сергей Николаевич Дурылин. И.Г. Горохов не побоялся принять его на работу в музей, несмотрсальников к.в.я на высылку молодого ученого из Москвы за религиозные убеждения. С.Н. Дурылин (будущий известный ученый-филолог профессор искусствоведения), работая в музее ученым археологом в 1923-1924 годах, проводил исследования курганов эпохи бронзы; систематизировал нумизматическую коллекцию; положил начало этнографической. В 1924-1925 годах он руководил археологическими раскопками близ Челябинска. Позднее, в 1930-е годы, Иван Гаврилович привлек для работы в музее другого крупного ученого-археолога Константина Владимировича Сальникова, который впоследствии отметит, что только благодаря поддержке И.Г. Горохова, его вниманию к изучению истории края Челябинский музей выдвинулся в ряды лучших провинциальных научно-исследовательских организаций, занимающихся вопросами археологии. Теперь многие годы ни одна работа по вопросам палеолита, эпохи бронзы и скифо-сарматского времени в Приуралье не обходилась без привлечения материалов Челябинского музея.

9 Здание б.св-тр. церкви где разместился музей.jpg1930-е годы были сложным периодом в истории музея: на 3,5 года растянулись мытарства, связанные с переводом музея в здание бывшей Свято-Троицкой церкви. В ноябре 1929 года здание Троицкой церкви было передано музею, но ненадолго. В сентябре 1931 года распоряжением председателя горсовета экспонаты и имущество музея перевезли в здание закрытого к этому времени Христорождественского собора. Постройка середины 18 века оказалась для музея неподходящим зданием из-за сырости, низкой температуры и слабой освещенности. Поэтому было принято новое решение – музей переместить обратно в Троицкую церковь, а собор снести, что и было сделано. Так в июне 1932 года музей был вновь возращен на прежнее место и уже находился в здании Троицкой церкви вплоть до возвращения здания верующим. Можно лишь попытаться представить себе, что значит перевозить коллекции и оборудование музея три раза менее чем за четыре года! В эти же годы было упразднено Приуральское общество изучения местного края, разделившее судьбу аналогичных учреждений на территории СССР, что нанесло огромный удар по развитию краеведения. Не избежал музей и репрессий 1930-х годов: в 1937 году были арестованы многие сотрудники музея, в том числе Д.М. Бабин, И.Н. Сверчков, М.А. Протасов. В эти годы изменилась позиция руководства в стране и на местах по отношению к музеям. Они рассматривались как идеологические учреждения, обязанные в первую очередь пропагандировать достижения советского строя. В нашем музее появляется много отделов и экспозиций, рассказывающих о строительстве крупных гигантов индустрии, социалистическом соревновании, передовиках производства и т.д. Вопросы изучения истории и природы края отошли на второй план.

10 - переезд музея в здание троицкой церкви. 1929 г..jpg 11 - экспозиция. 1930 г..jpg 12 экспозиция 1930 г..jpg


ГОДЫ ВОЕННЫЕ И МИРНЫЕ

Еще большие трудности музей разделил со всей страной в годы Великой Отечественной войны. Конечно, война нарушила ритм работы музея. Экспозиции были демонтированы, значительная часть коллекций перебазирована в помещение бывшей Александро-Невской церкви. Громадной заслугой Горохова является сохранение коллекций музея. И это несмотря на то, что были периоды, когда в штате музея оставался единственный сотрудник - Иван Гаврилович. Он занимался изысканием местных ресурсов для нужд фронта, и его часто вызывали по этому вопросу на совещания. В музее хранятся документы – ответы Горохова о невозможности прийти на совещание, т.к. не на кого оставить музейные ценности. Однако, несмотря ни на какие трудности, музей продолжал жить и работать. Более того, в 1943 году музейно-краеведческий отдел народного комиссариата просвещения отметил научно-исследовательскую и консультативную работу Челябинского областного краеведческого музея. С 1944 года появились выставки, посвященные подвигу народа в годы войны. В 1945 г. Верховный Совет СССР наградил И. Г. Горохова медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Рос и совершенствовался музей, возрастали его задачи, усложнялась деятельность его руководителя. Но Горохов достойно выполнял свои обязанности директора вплоть до 1957 г. Трудно было сразу проститься с музеем, хотелось передать его молодым коллегам в образцовом состоянии - и еще два года Иван Гаврилович проработал в должности главного хранителя фондов. Учет коллекций и другая фондовая документация велась образцово по меркам требований своего времени. Неоднократно И.Г. Горохов ставил перед властями вопрос о строительстве специализированного здания для музея, но безуспешно. Однако ему удалось добиться (после долгой переписки и хождений по кабинетам) разрешения на строительство перекрытия в здании церкви: таким образом, появился второй этаж и почти в 2 раза увеличилась экспозиционная площадь.

13 выставка 1946 г. заводы.jpg 15 заводы Челябинска в годы войны. выставка 1946 г..jpg 14 выставка 1946 г..jpg

После ухода И.Г. Горохова из музея многое изменилось. Часто менялись директора и главные хранители, утрачен ряд предметов, создалась путаница в ведении учетной документации. Из числа руководителей, работавших в музее продолжительное время и внесших значительный вклад в его развитие, следует назвать Н. П. Казанцеву (1964—1977 годы). При ней музей приобрел помещение на первом этаже жилого дома по ул. Каслинской, 15, где была создана экспозиция по истории советского периода. В это же время в середине 1970-х годов построена экспозиция по природе края и истории досоветского периода – с древнейших времен до февральской революции 1917 года – в здании бывшей церкви. В течение 18 лет музеем руководил А. Г. Савченко (1982, 1986—2004).. При нем музей потерял свои основные экспозиционные площади: в 1989 году здание Свято-Троицкой церкви было передано верующим – музей взамен не получил ничего.

Фондохранилище. Каслинская, 15 Фондохранилище. Каслинская, 15 Фондохранилище. Каслинская, 15


СПАСТИ И СОХРАНИТЬ

Челябинский областной краеведческий музей оказался в беспрецедентной ситуации: ни один крупный российский музей не существовал в течение 17 лет практически без материальной базы для размещения коллекций и экспозиций. Только благодаря энтузиазму сотрудников и их преданности своему музею удалось не только сохранить уникальное собрание историко-культурных ценностей – с конца 80-х годов он активно развивал все направления деятельности. Одним из первых музеев страны ввел новации, связанные с переходом музейной деятельности на новые условия хозяйствования; начал вести  компьютерный учет фондов; перестроил структуру; использовал элементы коммерческой деятельности; разработал основные документы: устав, научную концепцию, программу развития. Музей вел активную просветительскую работу с молодежью. В 2000 году администрация Челябинской области наградила коллектив дипломом лауреата премии им. В. Поляничко. Музей продолжал оставаться методическим центром для музеев Челябинской области, разработал проект программы развития музейной сети Челябинской области, выпускал методические сборники, проводил семинары и курсы повышения квалификации музейных работников, научные конференции.  Он был в числе учредителей Союза музеев России, членом которого  стал (2001год). Участвует в работе собраний Союза, в фестивалях «Интермузей»: в 2003 году  получил Диплом участника фестиваля.

Музей на пр. Ленина, 49 с 1984 по 2006 Экспозиция на пр. Ленина, 49 Сотрудники на пр. Ленина, 49

Продолжалось пополнение фондов музея. При отсутствии финансирования на приобретение музейных предметов сотрудники пополняли фонды за счет целенаправленных сборов по разной тематике, в частности, по актуальным проблемам общественно-политической жизни 1990-х годов. В результате полнейшим образом задокументирован бурный период региональной истории, связанный с многочисленными партиями, общественными организациями, выборными компаниями и другими явлениями и событиями. Немалую роль в пополнении фондов сыграли экспедиции. На основе археологических коллекций, сформированных в результате собственных музейных экспедиций (были возобновлены после более чем 20-летнего перерыва), двое сотрудников музея: В. Булдашев и Д. Нелин – защитили кандидатские диссертации. Большой вклад в пополнение фондов вносили историко-бытовые экспедиции в горнозаводские районы области. Ежегодно в течение ряда лет совместно с Челябинским государственным институтом культуры музей проводил научные конференции «Природное и культурное наследие Южного Урала». На своих скромных экспозиционных площадях, не превышавших 500 кв. м, музей регулярно проводил выставки из фондов музея и коллекций из других собраний. Следует вспомнить такие выставки как «Портрет в памятниках нумизматики» (автор В. Боже), «Сказка за сказкой» (А. Лушникова), «На службе Отечеству» (Е. Чайко), «Обыкновенное чудо хлеб» (С. Судья), «Русское серебро» (Т. Палагина). Большим событием в жизни музея того времени была выставка картин художника Константина Васильева. Этой выставкой музей поддержал кандидата в губернаторы Челябинской области П.И. Сумина.

МЕЧТА СТАНОВИТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Скоро будет новое зданиеИ вот, в 2001 году губернатор Челябинской области П.И. Сумин подписал долгожданное решение о строительстве для музея специализированного здания. В 2003 году в историческом центре города состоялась закладка первого камня фундамента. Архитектурный проект разработал директор института "Челябгражданпроект" С.Ф. Якобюк. Место на набережной реки Миасс выбрали неслучайно, ведь именно здесь в XVIII веке располагалась   Челябинская крепость, давшая начало городу. Поэтому новое здание музея своими очертаниями так напоминает древнюю крепость но в то же время оно построено в современном стиле. Его фасады украшают стеклянные витражи и полированный гранит Султаевского месторождения. Здание музея стало одним из красивейших сооружений города. Строительство областного краеведческого музея – это самый масштабный культурный проект Челябинской области за последние десятилетия. Кроме того, это практически единственное в России здание, построенное специально для музея в последние десятилетия. Его общая площадь составляет 10,5 тыс. кв.м. Наряду с экспозиционными и выставочными залами в новом здании расположились помещения для хранения фондов (на сегодняшний день это около 300 тысяч предметов), лаборатории реставраторов и таксидермиста, собственная типография, фотолаборатория, конференц-зал, библиотека, мастерские, служебные кабинеты, складские помещения.

Строительство Строительство Внутри строящегося здания

Одним из самых примечательных мест для посетителей стал Детский музей. При проектировании и строительстве здания в нем не предполагалось размещение Детского музея. По инициативе директора музея Владимира Ивановича Богдановского (руководит музеем с 2004 года) началась перепланировка, и даже частичная перестройка некоторых помещений, в результате чего появились 4 экспозиционных зала в цоколе. Он также выступил автором идеи и концепции Детского музея. Большая заслуга в формировании уникальной экспозиции принадлежит А. Лушниковой, художникам В. Тряпицыну, Е. Щетинкиной, А. Сластникову. Экспозиция основана на идее передачи знаний о природе и истории края через сочетание подлинных музейных предметов и реплик через сказочно-игровую, театрализованную форму подачи материала. В мастерской Детского музея можно ознакомиться с народными ремеслами, жанрами декоративно-прикладного искусства, испытать собственные способности к рукоделию, изготовив традиционную куклу. Экспозиция адаптирована к особенностям детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Под руководством заведующей Детским музеем И.Ю. Банниковой разработано несколько тематических абонементов, пользующихся неизменным спросом посетителей.

               Переезд Переезд, Апрель 2006

1 июля 2006 года, в день рождения музея, открылась выставка «Стальная слава Златоуста». Этой выставкой ознаменовалось торжественное открытие нового здания Челябинского областного краеведческого музея. На празднике присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе П. М. Латышев, губернатор Челябинской области П. И. Сумин, председатель Законодательного собрания Челябинской области В.В. Мякуш, сотрудники музея, представители научной и культурной общественности города, простые челябинцы. На выставке было представлено около 500 изделий мастеров, начиная с 1815 года и до настоящего времени. Это первые украшенные клинки Златоустовской оружейной фабрики, всемирно известные рыцарские доспехи, выполненные златоустовскими мастерами по заказу императорского двора, клинки из булатной стали, произведения талантливых художников-граверов советской эпохи. Кроме нашего музея свои экспонаты представили Челябинский государственный музей искусств, Златоустовский краеведческий музей, Ассортиментный кабинет Златоустовской оружейной фабрики. Свою продукцию, свидетельствующую о преемственности традиций, представили ведущие предприятия Златоуста: «ЛиК», «Практика», «Грифон», «АиР» и др.

Стальная слава Златоуста

Важнейшим событием в деятельности музея стало открытие 12 сентября 2006 года, в канун 270-летия Челябинска, выставки «Сокровища Московского Кремля». По словам московского куратора выставки Натальи Даниловой, уникальность выставки в том, что некоторые сокровища впервые покинули стены Кремля, а другие вообще никогда не выставлялись. Научный руководитель музеев Московского Кремля А.К. Левыкин среди достоинств Челябинского музея отметил просторные залы, хорошее освещение, возможность расположить предметы по отдельным витринам (произведены в Германии), чего нет даже в Оружейной палате в Москве. После этой «звездной» экспозиции выставки следовали одна за другой, за год их проведено в новом здании10. Следует упомянуть полюбившуюся взрослым и юным посетителям интерактивную выставку из фондов музея «Наша школьная страна» (Т. Палагина). Однако посетители ждали от музея главного – открытия постоянной экспозиции по природе и истории края.

Сокровища Московского Кремля Сокровища Московского Кремля


ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Построить одну из лучших экспозиций в России — такую задачу поставил перед коллективом директор музея В.И. Богдановский, который сам вложил в это дело всю свою энергию, опыт и талант организатора. Музей с самого начала работы ориентировался на поиск высококлассных специалистов и партнеров. Большой удачей можно считать дизайн-проект, разработанный челябинской фирмой «Городской дизайн-центр», руководитель А. Тимарцев. Художественный проект разработала опытный музейный художник из Санкт-Петербурга Т. Елатомцева. Оборудование поставлено санкт-петербургской фирмой «Раритет», работающей с ведущими музеями России, мультимедийное оборудование — немецкой фирмой «Кнауф-Кассель».

Зал истории и народного быта

Зал XX века

Большое участие в работе над экспозицией приняли челябинские художники В. Витлиф, И. Шмелев, М. Богдановский, В. Портнов, В. Иванов, С. Дроздов и др. Особая роль в оформлении экспозиций принадлежит главному художнику музея члену Союза художников России В. Питиримовой, выполнившей роспись фризов в двух залах. В кратчайшие для музейной практики сроки - в течение 2006 и 2007 годов - сотрудники Челябинского краеведческого музея (Т. Палагина, С. Судья, Э. Шайгородский, А. Школьникова, И. Кубанцева, Е. Есикова и др.) подготовили экспозиции двух залов: Природы и древней истории, Истории и народного быта. В начале сентября в Зале природы и древней истории появилась уникальная новинка: здесь смонтировано немецкое оборудование, с помощью которого на полу демонстрируются интерактивные проекции: изображения, «оживающие» под ногами посетителя. Одновременно на огромном экране демонстрировался созданный музеем фильм «Большой взрыв». За несколько минут перед посетителем проходила вся история Вселенной от Большого взрыва до сегодняшней картины Уральских гор. В 2008 году открылся Зал истории XX века, его украшением стал фриз из групповых фотографий, составленный фотографом музея В. Жироховым. По итогам этой работы музей награжден золотыми медалями межрегиональных конкурсов "Музей года. Евразия-2007" (за проект "Детский музей") и "Музей года. Евразия-2008" (за два зала постоянной экспозиции).

К НОВЫМ СВЕРШЕНИЯМ И ПРОЕКТАМ

ФотофестКроме создания постоянной экспозиции, в новом здании появилась возможность проводить масштабные выставки. Так, только за первые три года работы музея в новом здании прошло 105 выставок, к 2017 году их количество увеличилось до 70 в год. Один из самых значимых выставочных проектов – фестиваль «Фотофест», который проходит с 2010 года и уже в течение ряда лет переходит от общероссийского на международный уровень. Основная часть музейных выставок – это выставки из фондов музея, а также федеральных музеев, в том числе "Сокровища Московского Кремля" (из фондов Кремлевского музея-заповедника), "Павел и Сергей Третьяковы" (из фондов Третьяковской галереи), "Сокровища государства Российского", «Дары вождю», «Освоение Сибири» (из фондов Государственного исторического музея). В дальнейшем музей продолжал успешное сотрудничество с крупнейшими федеральными музеями России: Государственный исторический музей, Государственный музей истории религии, Российский этнографический музей, Национальный музей Республики Башкортостан, Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» и другие. Не раз музей представлял посетителям зарубежные коллекции: выставки традиционной японской культуры, «Валенсийские праздники» и «Астурийские мотивы» из Испании, обменные выставки в Год культуры «Россия-Франция» (2010 год). Этот сложный проект обмена выставками Челябинского областного краеведческого музея и Музея искусства и промышленности города Сент-Этьен состоялся благодаря инициативе и настойчивости директора музея В. Богдановского. Музей подготовил и вывез во Францию огромную выставку «Советский Урал», в работе над которой принимали участие А. Тимарцев, В. Питиримова, Т. Палагина, М. Богдановский, сотрудники отдела фондов (главный хранитель О. Субботина), техническое обеспечение – заместитель директора по АХЧ С. Бабина.

За последние годы реализована масса замечательных проектов как в музее, так и за его пределами. ДостаточноДебаркадер простого перечисления, чтобы понять, насколько большая и многогранная работа проделана за десятилетие. Это создание «Музея на крыше» на базе эксплуатируемой кровли Восточной башни музейного здания. – Проект, позволяющий не только познакомиться с архитектурой старого и современного Челябинска, но и проводить разнообразные мероприятия: от интерактивных занятий с детьми до праздничных акций. Для проведения торжественных мероприятий в музее предназначено еще одно пространство: «Романовский зал». Появился в здании и свой зимний сад. Иначе говоря, все те «неэкспозиционные» архитектурные пространства, которые существовали в здании, музей сумел использовать для разнообразной работы с посетителями. Много сил к этому приложил технический персонал музея: главный инженер А. Козулин, художник В. Лоскутов и др. Это и Музейно-выставочный центр (МВЦ) – изначально помещение для кафе. Это цокольный этаж (дебаркадер), который первоначально использовался как гараж, а теперь здесь проводится ежегодный фестиваль «Дебаркадер» с привлечением молодых актеров, музыкантов, поэтов, художников. Между фестивалями пространство дебаркадера успешно используется как экспозиционная площадка, в частности, огромную популярность у посетителей приобрела интерактивная выставка «Путешествие по национальным паркам Южного Урала». Это не единственная его экспозиция, куратором которой выступил руководитель музея, – выставка «Под знаменем креста» дала начало проекту «Религии мира», следующая выставка «Ислам» (июль 2017 года) представляет собой важное событие в культурной жизни Челябинской области.

Музей на крыше

Романовский зал

Сад камней

Летняя эстрада

Инициатива руководства вышла за пределы здания, и сейчас на западной площадке перед музеем создан Сад камней, а на восточной летняя концертная эстрада с зрительскими местами, сценой со световым и звуковым обеспечением и даже собственным фонтаном. Благодаря оперативности и активной позиции музею удается быть лидером во многих делах. Как только полутонный фрагмент Челябинского метеорита был поднят специалистами со дна Чебаркульского озера, он оказался в витрине музея, а экспозиция по природе края дополнена замечательными геологическими образцами.

Челябинский метеорит
 

В 2012 году решением Министерства культуры челябинской области творческое объединение «Каменный пояс» стало структурным подразделением музея. Это еще более расширило направления деятельности музея, в частности в издательском деле.

За последние годы реорганизована структура музея, разработаны основные документы (устав, научная концепция, программа комплексного развития), осуществлен переход на учет фондов по системе КАМИС. Челябинский областной краеведческий музей, ставший в конце 2011 года Челябинским государственным краеведческим музеем, а с 2016 года Государственным историческим музеем Южного Урала, является методическим центром для музеев Челябинской области, проводит курсы повышения квалификации музейных работников, предоставляет передвижные выставки муниципальным музеям. Создан совет директоров муниципальных музеев Челябинской области (сноска), запланированы совместные мероприятия: создание путеводителя по музеям Челябинской области, проведение фестиваля музеев, создание банка данных об обменных выставках. Кроме того, Государственный исторический музей Южного Урала выпускает различные сборники, проводит семинары, научные конференции. Традиционной стала осенняя конференция, приуроченная к дню рождения основателя музея И.Г. Горохова «Гороховские чтения». С 2010 года под руководством заместителя директора по научной работе Н. Ивановой изменилась концепция конференции: она стала поднимать не столько общие вопросы истории Урала, сколько темы максимально близкие к проблемам деятельности музеев Челябинской области.

Всей своей деятельностью Государственный исторический музей Южного Урала не только продолжает лучшие традиции, заложенные в предшествующие десятилетия, но и поднимает свою работу на новый качественный уровень, становясь в ряд с лучшими музеями Российской Федерации.


Подготовила: Т.В. Палагина, заместитель директора Государственного исторического музея Южного Урала по экспозиционно-выставочной деятельности.

Июнь 2017 года.